В течение 2013-2015 годов антимонопольный комитет проводил исследования о состоянии конкуренции на рынке проведения работ по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества. В конце 2015 Комитетом были приняты обязательные для рассмотрения Минрегионстроем рекомендации по принятию мер, с целью устранения причин, негативно влияющих на развитие конкуренции на этом рынке.

В марте 2016 на базе комитета, вместе с субъектами хозяйствования различных форм собственности, был проведен круглый стол. Были обсуждены меры, которые предлагало принять министерство для решения вопросов, затронутых в рекомендациях комитета. Представитель Министерства обещал приложить все усилия, чтобы до конца апреля представить проекты о внесении изменений в нормативно-правовые акты, и, прежде всего, в ту же Инструкцию, что откроют путь конкурентной среде, заставить конкуренцию двигаться вперед.

 

Что это за причины и факторы, которые, начиная с 2012 года, уполномоченные органы не смогли, не захотели преодолеть?! Прежде всего, это проблемный вопрос (обычно стараюсь не применять это слово «проблема», но в данном случае это именно «проблемный» вопрос, а замена слова искривит содержание), связанное с хранением инвентаризационных дел.

 

Действующим законодательством предусмотрено, что на один объект недвижимого имущества формируется и ведется (на все время его существования) одна инвентаризационная дело. То есть абсолютно все данные, все будущие изменения, новые работы, перепланировка и т.д. должны быть сконцентрированы именно в ней одной-единственной. И Инструкцией закреплено, что параллельные дела не заводятся.

 

И, в принципе, это было не трудно реализовать на практике, пока на рынке действовали исключительно КП. Было одно предприятие на одну административно-территориальную единицу, оно сохраняло материалы инвентаризационных дел, оно же проводило инвентаризацию, выдавало справки, и все работало, и действительно параллельных дел не было.

 

Удобно и комфортно было почти всем, точнее всем-всем за исключением …? Правильно! Всем, кроме потребителей! Можем все с вами вспомнить, как мы «договаривались» о проведении инвентаризации с КП БТИ, выстаивали часами в огромных очередях, просили и выпрашивали, нас кричали в кабинетах, ругали в коридорах … И все это мы получали за нами уплаченные наши же деньги. Уплаченные нами за проведение работ … и альтернативы не было: только одно предприятие, только одно КП.

 

Как отметила одна из участниц круглого стола, чтобы сделать инвентаризацию нужно было освободиться перед этим с работы, потому что техник никогда не говорил точное время, а часто даже и день «пришествие» для обследования и обмеров. Чаще всего это было с 9 до 18 сегодня, а если не успеем — завтра или послезавтра. И я лично, и многие из вас ждали дома целыми днями потому что другого варианта не было, ведь эти работы производятся при обязательном участии заказчика и в его присутствии.

 

Сегодня мы, потребители, имеем возможность позвонить специалисту, согласовать или изменить запланированное время визита, и, вообще, получить за свои средства: выполнения услуги вовремя, удобно, без потерь для своего комфорта и для своего настроения. И это важный шаг вперед! Но … как обычно бывает: решив одну проблему, создали другую.

 

Как на практике обеспечить соблюдение принципа «один объект — одно дело», если на рынке действуют несколько субъектов различных форм собственности, без ограничений могут проводить инвентаризацию по любому объекту, по которому к субъекту обратился клиент — владелец ?! Для этого нужно не только нормативно, но и на практике организовать несколько процессов: хранение дел, доступ к ним, передачи после окончания инвентаризации, получение выписок / справок …

 

И при этом важно не забывать о том, что для обслуживания и содержания объектов, ликвидации аварий на мостах, насосных станциях, коллекторах, складах взрывчатки, теплотрассах соответствующим органам и исполнителям в большинстве случаев необходимо иметь доступ к обмеров, планов, чертежей, а иногда этот доступ нужно получить за считанные минуты, чтобы спасти жизни людей.

 

Конечно, в идеальном варианте в 21 веке это должен быть электронный реестр / база. Или, как уже не раз обсуждался и звучало от различных должностных лиц, политических и общественных деятелей, активных участников рынка — «градостроительный кадастр» в электронном виде. Который был частично — в свободном доступе, с возможностью в нем работать аккредитованным субъектам. И на самом деле не так важно, будет ли это отдельный реестр / кадастр, будет ли он подсистемой другой электронной базы данных и как он будет называться. Важно, чтобы он был создан, бесперебойно функционировал, обеспечивал равный доступ к нему участникам рынка, сохранял важную для нашего государства информацию, и конечно, чтобы плата за пользование им была экономически обоснованной.

Tags:

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *