Невербальные сигналы: общаемся правильно

 

Невербальное общение – это самая основная и самая примитивная форма общения. Мы считаем, что до возникновения языка наши предки осуществляли ведение переговоров с помощью рыка, а телевизионные программы о дикой жизни подводят нас к выводу, что животные общаются между собой без речи и не нуждаются в ней. Когда люди попадают в страну, не зная местного языка, невербальное общение становится эффективным методом техники ведения переговоров и достижения самых основных жизненных потребностей.

Большинство невербальных сигналов, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, являются бессознательными, и они замечаются и интерпретируются теми, кто их воспринимает, также бессознательно. Если вы хотите улучшить ваше умение слушать, вам следует научиться замечать невербальные сигналы, которые поступают к вам от другого лица и тогда ведение переговоров будет для вас успешным. Ваши невербальные сигналы — это наиболее явный путь дать понять: «Да, я вас слушаю».

Но невербальные сигналы становятся опасными, когда вы начинаете представлять их сознательно, потому что можете так сосредоточиться на желании правильно посылать невербальные сигналы, ваше внимание переключится с собеседника на вас самого и ведение переговоров может зайти в тупик. Итак, рассмотрим те невербальные сигналы, которые считаются очень сложными.

 

Телодвижения

 

Покажите, что вы внимательно слушаете, тем, что вы сидите спокойно, не переминая ничего руками, не обнаруживаете нетерпения. Единственными движениями должны быть такие, которые только помогают слушать, а не отвлекают внимание, ведение переговоров для вас привычное дело. Движения, которые помогают послушать — это легкие движения головой, указывающие на согласие и поощряют говорить дальше, а также те, которые помогают строить взаимопонимание, когда вы уместно и ненавязчиво имитируете позы говорящего.

 

Зрительный контакт

 

Зрительный контакт является одним из путей, которыми мы сигнализируем друг другу, что слушаем собеседника, и техника ведения переговоров подразумевает активный зрительный контакт. Поэтому разговор с человеком, который не смотрит на вас, вызывает чувство недовольства, смущение или разочарование. Когда вы разговариваете с лицом, которое продолжает писать, смотреть телевизор, искать что-то в ящиках своего стола или в картотеке, то даже когда она говорит: «Продолжайте, пожалуйста, я слушаю», вы вряд считаете, что полностью завладели вниманием этого человека. И вам понадобится иная техника ведения переговоров чтобы привлечь внимание.

Есть приятель, который однажды пришел к нам со своей новой подружкой. После того, как они уже пошли домой, мы решили, что не можем признать ее своей. Анализируя свое отношение к ней, мы поняли, что когда мы говорили с ней, она совсем не смотрела на нас. Мы не могли считать эту девушку коварной, но расценили его поведение как проявление недовольства или отсутствие интереса к нам.

В учебных группах тренингов по техничке ведения переговоров для ведущих переговоров часто используется упражнение на слушания, которое называется «Саботаж». Одного человек из пары просят говорить с другим. Другое лицо просят намеренно показывать, что оно не слушает, независимо от того, какими средствами пользуется первый. «Слушатель» очень часто смотрит в окно, рассматривает ногти, то ищет в своей сумочке и т.д. Хотя участники упражнения и знают, что это игра, они на самом деле чувствуют раздражение, разочарование и злость, и такая техника ведения переговоров приводит к возникновению конфликтных ситуаций намного чаще.

Когда мы подводим итоги упражнения, то понимаем, что во время разговора есть определенные бессознательные ожидания, связанные с контактом глазами. Существует модель оратора и модель слушателя. В следующий раз, когда вы будете разговаривать с кем-то, обратите внимание на то, как будет происходить этот процесс.

 

Сейчас я вам его опишу. Человек, который говорит, почти все время смотрит на того, кто слушает. Она может заглянуть в свои бумаги, посмотреть на потолок или в окно в поисках вдохновения, а затем снова смотрит на слушателя, надеясь, что тот будет смотреть на говорящего. Относительно слушателя, то считается, что он должен смотреть на оратора во время беседы постоянно, а не временами – именно этому может научить тренинг ведение переговоров.

Когда наступит очередь слушателя говорить, то оратор будет смотреть на него с ожиданием и надеждой. Слушатель, который стал оратором, будет выполнять его роль, пытаясь установить зрительный контакт с тем, кто его слушать. Итак, для того, чтобы выработать навыки эффективного слушания, необходимо постоянно смотреть на то лицо, которое вы слушаете, сосредоточивать на ней свое внимание, то есть пользоваться общепризнанным шаблоном поведения во время разговора в контактах глазами.

Слушания в широком понимании этого слова означает наблюдать и замечать также невербальные сигналы, которые подает нам другое лицо.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *