Светлое будущее учета недвижимости

 

Все понимаем, что это светлое будущее, к которому мы стремимся дотянуться, но для этого нужен не один миллион рублей. А пока этих миллионов нет, есть два варианта. Или ничего не делать и ждать (что и происходит сейчас), или организовать процесс в бумажном формате и тоже ждать (но уже в более или менее упорядоченной ситуации и при наличии здоровой добросовестной конкуренции).

Мы выбрали вариант номер два. И вот начался сложный путь: консультации, споры, обсуждения, проекты, компромиссы … Подозрения были, но только идя по этому пути до конца осознаешь насколько сложно и трудно изменить даже такие «небольшие» вещи, не говоря уже о кардинальных изменениях, что переворачивают рынки.

 

Давайте акцентируемся на нормативной базе. В частности, на «Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества». Инструкция возлагает обязанность по организации процесса хранения на органы государственной регистрации прав по местонахождению такого объекта. С точки зрения направленности технической инвентаризации на обеспечение прежде всего общегосударственных потребностей и делегированных природу полномочий органов местного самоуправления по учету недвижимого имущества это выглядело с одной стороны вполне логично и объективно.

 

На практике появились новые проблемы. Первая, это то, что более чем 70-летний архив данных о построенные объекты недвижимого имущества был и остался коммунальной собственностью органов местного самоуправления. Многочисленные попытки же на законодательном уровне предоставить этим данным статуса государственной собственности, так и не были успешно завершены.

 

Сегодня в активной стадии следующая реформа государственной регистрации прав на недвижимое имущество, полномочия по регистрации передаются нотариусам, аккредитованным субъектам, органам местного самоуправления, как еще один шаг на пути к децентрализации власти. А вопрос с хранителем материалов так и не решен.

 

Львиная часть органов местного самоуправления пошла по пути минимального сопротивления, и определила (по молчаливому согласию оставила) КП ответственным за хранение, ведение, выдачу инвентаризационных дел и информационных справок. Как следствие, КП, как хранители истории строительства района и всех его владельцев до 2013 года, оказались в более привилегированном положении, чем частные, поскольку в последнее для проведения инвентаризации не вновь объекта нужно обратиться в КП по доступу к делам.

 

Именно на этой стадии активно рождаются «креативные» идеи в различных регионах …

 

Учитывая то, что ни сроки, ни порядок выдачи / возврата, ни платность / бесплатность, ни ответственность за промедление с доступом или непредоставление доступа и вообще механизм взаимодействия для доступа к инвентаризационных дел большинство органов местного самоуправления на своем уровне не решили, а министерство не вмешалось, отдав это «на откуп» территориям, конкуренция между вновь частными и коммунальными БТИ изначально не была здоровой, с «привкусом» конфликтов, противостояний и зависимости …

 

Не отстают (в смысле «креативного мышления») и некоторые предприятия частного сектора… В частности они не считают нужным соблюдать обязанности по формированию инвентаризационного дела, что привело к еще одной проблеме — одновременного появления нескольких инвентаризационных дел на один объект. Так какие последствия мы с этого имеем? Негативные последствия. Очень негативные и опасные для потребителя и страны в целом: отсутствие контроля, «режим наибольшего благоприятствования» для мошенников, ограничения возможностей государства в выполнении своих функций на рынке недвижимости и даже угроза техногенной безопасности в отдельных случаях …

 

А вот относительно установления цены на выполнение работ, то субъекты хозяйствования — исполнители работ по технической инвентаризации частного сектора, имеют преимущества перед КП. Ведь частный сектор устанавливает свободные договорные цены за выполнение работ по технической инвентаризации, как это следует из Инструкции. В то же время, действующее законодательство в этой сфере вызывает разночтения и дискуссии по учету установленных органами местного самоуправления цен в сфере технической инвентаризации и субъектам частной формы собственности.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *